Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная экономика испытывает очень сильные глобальные изменения, что в особенности выражается в финансово-экономической нестабильности крупнейших стран мира. В условиях финансово-экономической нестабильности первоочередной задачей для государства становится сохранение стабильного уровня поступления доходов в бюджетную систему, что особенно необходимо для сохранения стабильности социально-экономического развития страны и сохранения ее целостности. В условиях многообразия видов доходов должен вырабатываться и совершенствоваться механизм регулирования каждого вида доходов. Должны предусматриваться механизмы защиты социально уязвимого населения.
Одним из механизмов сохранения стабильного уровня поступления доходов в бюджетную систему и как следствие обеспечение социальной справедливости является политика доходов.
Политика доходов - это правительственная политика, которая ставит своей целью контроль над инфляцией и поддержание полной занятости путем сдерживания прироста заработной платы и цен и использует для этого законодательные и другие средства. Главная задача политики доходов - это прямая помощь наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат [1].
За прошедшие десять лет в РФ кардинально возросла дифференциация граждан по социальным, имущественным, денежно-доходным признакам. Федеральная служба государственной статистики РФ ежегодно формирует отчеты дохода населения. Из коэффициента фондов (отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к 10% самых бедных) следует, что разница между доходами бедного и богатого населения опередила критический уровень. Так, если коэффициент фондов достигает 10, начинается революционная ситуация. В России на данный момент этот коэффициент составляет 14,5.
Такие значительные различия в уровне и качестве жизни чрезвычайно нежелательны. В зарубежной практике для сглаживания подобных противоречий эффективно используются инструменты налогового регулирования, в том числе индивидуальный подоходный налог [2]. Однако в РФ в настоящее время не наблюдаются значительные изменения в совершенствовании подоходного налога граждан с целью достижения социальной справедливости.
Можно утверждать, что появилась необходимость совершенствования в РФ модели налогов на доходы физических лиц. При этом необходимо учитывать все потенциальные возможности данного налога и что немаловажно соответствовать сложившейся в государстве стратегии социально-экономической политики.
Всё вышеизложенное определило актуальность темы данной работы, его цели и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предмет исследования - налогообложение доходов физических лиц
Теоретической основой исследования являются Налоговый Кодекс РФ, труды отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты в сфере налогообложения, публикации в периодической печати.
Информационной базой исследования послужили статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики, информационные ресурсы сети Интернет и фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление основных проблем, противоречий и тенденций в развитии налогообложения доходов физических лиц в России.
Для достижения данной цели необходимо решить несколько основных задач:
1) Анализ НДФЛ, в том числе выявить характеристика сущность подоходных налогов;
2) рассмотреть особенности, принципов исчисления и уплаты налогов на доходы физических лиц;
3) изучить тенденции развития системы налогообложения доходов физических лиц в России;
4) провести анализ зарубежного опыта функционирования налоговых систем;
5) провести анализ налоговых поступлений по НДФЛ в РФ в динамике за последние 10 лет;
6) Провести анализ динамики номинальных и реальных доходов, подлежащих налогообложению;
7) выявить основные проблемы и противоречия функционирования современной системы подоходного налогообложения в РФ.
Раздел 1 Теоретические основы анализа налогообложения доходов физических лиц
1.1 Налогообложение доходов: сущность, основные принципы
Доходы, в широком смысле этого слова обозначает денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени [3]. Принципы определения доходов сформулированы в ст. 41 НК РФ. Законодательство определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме. Доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.
Важную роль в формировании государственных доходов играют налоги.
Налоги как обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств на общественные (государственные) нужды, существуют практически со времен возникновения самого общества и государства [4].
В современном обществе их роль возрастает. Причина этого очевидна. Основная функция налогов - это фискальная функция. Ее сущность в том, что с помощью налогов в бюджете государства образуются денежные средства, необходимые для осуществления функций государства.
По сути, налоги обеспечивают финансовую основу деятельности государства, в связи с этим они являются необходимым условием для его существования. Но фискальная функция налогообложения хоть и является основной, но не единственной. Наряду с фискальными целями налоги преследуют экономические и социальные цели. Важной значение имеют налоги в перераспределении общественных фондов в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории налогоплательщиков.
За счет средств бюджета обеспечиваются соблюдение и защита прав и свобод граждан и осуществление социальной функции государства. С помощью налоговых механизмов финансовые средства направляются на выполнение первостепенных задач государства. Невозможно было бы финансирование предприятий, выполняющих государственный заказ, если в бюджет не поступали бы налоговые платежи. Также не смогли бы функционировать учреждения здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов и т.п. и, как следствие, неосуществимость выплат заработной платы работникам бюджетной сферы.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это основной вид прямых налогов, с полученного от физического лица дохода. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством [5].
Из определения налога видно, что он возникает в связи с доходами физических лиц. Плательщиками этого налога выступают физические лица.
НДФЛ уменьшает доход, полученный физическим лицом, перераспределяя часть дохода в пользу государства. Эту функцию частично исполняет организация, выступающая источником доходов физических лиц. Например, организация удерживает НДФЛ из заработной платы работника, однако, при покупке у физического лица принадлежащих ему вещей, расчет и удержание НДФЛ организация-покупатель не осуществляет [6].
Основные принципы налогообложения доходов физических лиц
Существуют отличия в налоговых системах разных стран по структуре и видам налогов, налоговым ставкам, фискальными полномочиями органов власти, способам взимания и по ряду других немаловажных признаков. Однако, наряду с различиями существует главное сходство всех этих систем: они построены с соблюдением определённых правил и положений, т.е. принципов налогообложения.
В литературе по экономике рассматриваются различные принципы построения системы налогообложения.
Первая формулировка принципов налогообложения была написана Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он предложил подвергать анализу три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату [7]. А. Смит опирался на четыре принципа налогообложения (рисунок 1).
Рисунок 1 - Принципы налогообложения по Адаму Смиту
Принцип справедливости означает, что налог собирается со всех налогоплательщиков постоянно, другими словами «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку» [8].
Принцип определенности, говорит о том, что налоговая система в течение длительного времени должна сохранять четкость, строгую фиксацию и ясность.
Принцип удобства понимается в прямом смысле этого слова.
Принцип экономичности взимания, в других источниках [9] принцип неотягощенности описывает умеренность в уровне налоговых сумм, т.е. издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.
Делая вывод по принципам, сформулированными А. Смитом, можно заключить, что принцип справедливости напрямую связан с пропорциональным обложением доходов налогоплательщика. Ключевой методологический посыл здесь следующий: равные доходы характеризуют равную пла¬тежеспособность. При изменение доходов в положительную или отрицательную сторону платежеспособность также уменьшается или возрастает в абсолютном исчислении, однако способность уплачивать налог остается относительно равной у всех граждан — как богатых, так и бедных [10].
В основе современных принципов налогообложения доходов физических лиц лежат такие принципы как:
- доходы физических лиц разграничиваются на облагаемые, частично облагаемые и необлагаемые, так называемый принцип равенства.
- налогоплательщиками НДФЛ признаются все физические лица, независимо от принадлежности их к гражданству РФ;
- формирование общего контингента налогоплательщиков по их принадлежности либо непринадлежности к налоговому резидентству РФ, т.е. по этому принципу налогоплательщики делятся на две группы: лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ и лица, не признаваемые налоговыми резидентами РФ [11].
- применение плоских налоговых ставок. Большая часть доходов у физических лиц, имеющих статус налогового резидента РФ, облагается НДФЛ в размере 13%, исключением же является ограниченный перечень доходов, к которым применяются прочие ставки налогообложения. Например, по ставке 35% облагаются доходы в виде любых выигрышей и призов (в сумме превышения сверх 4 тыс. рублей).
- социальная направленность. Очень важный принцип устройства НДФЛ. Осуществляется данный принцип с помощью установленного достаточно широкого перечня доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (ст. 217 НК РФ), также при помощи применения налоговых вычетов из налоговой базы (подробнее в разделе 2.1.1).
Существуют также принципы налогообложения доходов физических лиц, которые можно рассматривать на законодательном уровне. Они описываются в ст. 3 НК РФ и обозначаются, как основные начала законодательства о налогах и сборах.
Методы исчисления налогов, как инструмент налогообложения Одними из основных элементов налогообложения являются порядок или метод исчисления налога. Опираясь на литературные данные по налогообложению можно выделить несколько главных методов исчисления налогов [11,12,13] (таблица 1).
Таблица 1 - Методы исчисления налогов
Каждый метод исчисления налогов характеризуется своими достоинствами и недостатками, рассмотрим основные преимущества и недостатки метода взимания у источника.
К преимуществам метода взимания у источника можно отнести следующее:
1) эффективность механизма удержания налога, объясняемая тем, что взимание у налогоплательщика начисленной суммы НДФЛ производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, которые выплачиваются налоговым агентом налогоплательщику в бесспорном порядке;
2) администрирование проводится с минимальными издержками;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булатова А. С. Экономика. Государственная политика доходов [Электронный ресурс] / Библиотекарь.Ру. URL: http://bibliotekar.ru/economika-8- 2/113.htm (дата обращения 25.11.2021).
2. Жверанцева М.С. Развитие социально-трудовых отношений на основе механизма трансформации элементов НДФЛ // Журнал Современные исследования социальных проблем. 2015. № 4. C.18-31.
3. Азрилияна А. Н.. Новый экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2016. 1088 с.
4. Курс лекций по налоговому праву Тютина Д.В. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-71073.html
5. 4) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) [Электронный ресурс] / Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/ (дата обращения 25.11.2021).
6. Диркова Е. Ю. Инкубатор для бухгалтера: от нуля до баланса. Самоучитель. М.: Эксмо, 2019. 336c.
7. Бартенев С.А. История экономических учений / учебник. М.: Инфра-М, 2017. 476с.
8. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит / учебник: Краткий курс. 2014. 302 с.
9. 8) Paйзбepг Б.А. Принципы налогообложения и виды налогов [Электронный ресурс] / Элитариум 2.0. URL: http://www.elitarium. ru/principy_nalogooblozhenij a_vidy_nalogov/ (дата обращения 25.11.2021).
10. 9) Майбуров И.А. Теория и история налогообложения, 2015. 422с.
11. 10) Леонтьев В.Е., Радковской Н.П.. Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики // Материалы 4(15)-й международной научной конференции 2015 года: сборник докла-дов. Изд-во СПбГУЭФ. 2015. C. 43-50.
12. Chemik D. G. Taxes and taxation: the textbook for bachelors / under the editorship of. M.: Publishing house of Yurayt, 2017. 115c.
13. - Богданов Е. П. Налоги и налогообложение: конспект лекций. М.: АСТ, 2020. 160 с.
14. - Викуленко А. Е. Налогообложение и экономический рост России. М.: Прогресс, 2019. 220с.
15. - Основные виды налогообложения физических лиц [Электронный ресурс] / Все про ИП. URL: http://vseproip.com/nalogi-i-platezhi/sistemy-nalogooblozheniya/nalogooblozheniya-fizicheskix-lic.html (дата обращения: 25.11.2021)
16. - [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2021)
17. - Соломатова И. В., Черняускайте А.В., Бутакова Н.М. Введение погрессивной ставки НДФЛ // Материалы II Студенческой международной заочной научно-практической конференции «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки», 2017. 25-35 C.
18. - Домчёва Е. В. России растёт экономическое неравенство // Российская газета. 2015. №13. С. 25.
19. - Каргалова М.В. Социальное государство - неотъемлемая часть современной цивилизации // Социальное государство: концепция и сущность. 2018. № 138. С. 15.
20. - Алексеев М.В., Синельников С.А. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформы // Научные труды. 2014: Институт экономики и переходного периода. № 19. с. 512.
21. - [Электронный ресурс] / Википедия - свободная энциклопедия. URL: http://m.wikipedia.org/wiki/Прогрессивное_налогообложение (дата обращения: 25.11.2021).
22. - Леонова О.А., Будылин С.Л. Резидентность физического лица по налоговому законодательству Г ермании и России / Налоги и налогообложение. № 6. 2017. с. 405.
23. - "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 25.11.2021).
24. - Агузарова Ф.С. Некоторые вопросы модернизации налоговой системы Российской Федерации / Финансовое право и управление. 2017. № 2. С. 24-44.
25. - Черник Д.Г. Налоговая система Германии / Финансы. 2014. №6, С. 33-35.
26. - Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом. М., 2021. 140 с.
27. - Попова Л.В., Дрожжина И.А. Налоговые системы зарубежных стран / учебно-методическое пособие. М.: Дело и Сервис, 2018. 368 с.
28. - Доренко К.С. Социальная политика США, стран ЕС и России и на современном этапе: приоритеты, принципы, правовое обеспечение / Право и управление. М.: XXI век, 2016. 210 с.
29. - [Электронный ресурс] / Электронные ресурсы СамГТУ в области экономики и управления. ШЬ: http://economic.samgtu.ru/node/12 (дата обращения 25.11.2021).
30. - [Электронный ресурс] / Налоги и налогообложение «Социальное значение налогов и сборов с физических лиц». ШЬ: http://nalogpro.ru/social- znahenie-nalogov-i-sborov-s-fiz-lic/ (дата обращения 25.11.2021).
31. - [Электронный ресурс] / Википедия, свободная энциклопедия. ЦЕЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_государство (дата обращения 25.11.2021).
a. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации 2019. ЦЕЬ: http//www.minfin.ru
32. - Николаева И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения / учебник для бакалавров, 2017. 242 с.
33. - Кашин В.А. О налоговых системах Ирландии и Швеции / Налоги и налогообложение. 2015. С. 48.
34. - Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмент социальной политики государства: дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2018. 150 с.
35. - Климова М. Налоговые новеллы в части НДФЛ / Налоговый вестник. 2017. С. 41.
36. - Федеральная налоговая служба: Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности, 2016 - 2018. №1-НОМ
37. - [Электронный ресурс] / Сайт федеральной государственной статистики. ЦКК http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения 25.11.2021).
38. - Федеральный закон от 03.12.2016 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
39. - Федеральный закон от 03.12.2016 N 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»,
40. - Федеральный закон от 03.12.2016 N 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»,
41. - Ахметова Г.Д. Актуальные проблемы права // материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Ваш полиграфический партнер, 2015. 144 с.
42. - Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации»
43. - Прогрессивное налогообложение [Электронный ресурс] / Капитал страны, федеральное интернет-издание: "за" и "против". URL: http://kapital- rus.ru/articles/article/177034/#1 (дата обращения: 25.11.2021)
44. - [Электронный ресурс] / Регионы обсуждают налог на роскошь. URL: http://mnenia.ru/rubric/finance/regionv-obsuidavut-nalog-na-roskosh (дата обращения: 25.11.2021)
45. - Налог на роскошь в РФ - не только для богатых. Правовые ловушки [Электронный ресурс] / Право ру. URL: http://pravo.ru/review/view/30070/ (дата обращения: 25.11.2021)
46. - Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации / Глобальный научный потенциал, 2018. С. 63-65.
47. - Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М.: Издательство «Весь Мир», 2014, 324с.
48. - Количество пользователей интернета в России. [Электронный ресурс] / Интернет в России и в мире. URL: http://www.bizhit.ru/index/users count/0-151 (дата обращения: 25.11.2021)
49. - Мухаев Р.Т. Теория политики / учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам и специальности «Международные отношения». М., 2020. С.431-440.
50. - Черепанова Н.В.. Социальная ответственность Методические указания к выполнению раздела «Социальная ответственность». Издательство Томского политехнического университета, 2019. 21c.
51. - Курносов И.Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап [Электронный ресурс] / Информационное общество. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/890b2440d66b70fcc32571780046f577 (дата обращения: 25.11.2021).